Общая информация
Многие из нас испытывают удовлетворенность своей собственной эмоциональной жизнью, а также состоянием своих близких людей. Такое благополучие дает возможность быть успешными в работе и учебе, преодолевать непростые обстоятельства, наслаждаться различными проявлениями жизни.
Работая в школе с подростками, обучающимися в старших классах, учителя часто сталкиваются со сложными проявлениями их эмоциональной жизни.
Однако, за кажущимся демонстративным, асоциальным поведением подростка может скрываться психологическая проблема. Зачастую обращение к специалистам по проблемам здоровья детей-подростков происходит тогда, когда бывает уже сложно что-либо изменить. Каждый из нас знает кого-либо, страдающего психическим заболеванием. Известно также, что у каждого второго человека кто-то в семье страдает психическими нарушениями, а каждый третий в течение жизни испытает проблемы психического характера.
Педагоги имеют мало достоверной информации о психическом здоровье подростков. Они загружены и часто подвержены профвыгоранию, что мешает самостоятельно получать информацию о проблемах подростков и возможностях их решения.
Данный проект предлагается для учителей и родителей для повышения информированности в вопросах психического здоровья подростков, профилактики таких медико-социальных и психолого-педагогических проблем среди подростков, как психотравматические состояния, психические расстройства, асоциальное поведение, депрессии, попытки суицидов.
Цель проекта: профилактика медико-социальных и психолого-педагогических проблем среди подростков посредством повышения информированности преподавателей и других специалистов образовательных учреждений в вопросах психического здоровья подростков.
Задачи проекта:
- компетентное информирование специалистов образовательных учреждений в вопросах психического здоровья подростков;
- раннее выявление проблем за счет тренировки взгляда педагога: «на что следует обращать внимание»;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов при общении с подростками, тренировка навыка первичной психологической поддержки;
- снижение уровня профессионального выгорания специалистов учебных учреждений.
Структура программы
Программа «Что случилось с Машей?» имеет форму семинара, включающего общие тематические лекции и практические занятия в малых группах. Занятия проводят квалифицированные специалисты - психологи и психотерапевты.
Лекции иллюстрируются учебными фильмами, слайдами, клиническими примерами и носят интерактивный характер.
Одновременно в лекционной части одного семинара может участвовать 100-140 человек.
Темы, которые освещаются в лекционной части семинара:
• Психические расстройства в нашей жизни.
• Норма и патология.
• Стигма, мифы, реальность.
• Стресс/уязвимость
• Клинические примеры, рассмотрение случаев (различные типажи учеников и их способности справляться с проблемами)
• Профилактика психических расстройств
• Кто заметит проблему первым?
• Роль школы в оказании помощи, роль учителя
РАЗЛИЧНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ и особенности их развития в подростковом возрасте:
• Психосоматические расстройства
• Расстройства личности
• Употребление наркотических веществ и алкоголя
• Поведенческие расстройства
• Посттравматические расстройства
• Расстройство тревожности
• Пищевые расстройства
• Навязчивые состояния
• Депрессия, суицид
• Психозы (Шизофрения/маниакально-депрессивное расстройство)
• Диссоциативные расстройства (вызванные ситуацией насилия)
• Причинение вреда самому себе (членовредительство)
Практические занятия имеют характер групп обратной связи с элементами Балинтовских групп, тренинга, ролевой и деловой игры.
Практические занятия проходят в параллели из 5 малых групп, численностью 20-25 человек каждая.
Все участники программы получают в качестве раздаточного материала:
- рабочую тетрадь с кратким освещением всех теоретических материалов,
- книгу «Другая боль. Психологические проблемы детей и подростков»,
- информационную памятку о возможности получения психологической помощи в районе проведения семинара,
- информационные лифлеты просветительского характера для подростков.
Программу поддерживает Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края и рекомендует ее к внедрению в учебные учреждения Ставропольского края.
Программа является адаптированным вариантом норвежского образовательно-просветительского проекта «Что случилось с Моникой?».
Краткое описание проекта< Предыдущая | Следующая >Материалы для подростков |
---|